10 планет + 8 транснептунов
Теперь потренируемся в использовании всех "букв алфавита" Гамбургской школы. Лишив традиционные планеты ряда их значений, уранические астрологи распределили эти значения среди остальных планет. И без транснептунов этот алфавит не смог бы стать полным. А вот все вместе планеты и точки Гамбургской школы позволяют описывать все явления нашего подлунного мира во всём их многообразии. Суммы и полусуммы планет, зеркальные картины и чувствительные точки позволяют описывать даже очень сложные явления через сочетание планетных принципов, через формулы. И наоборот, после усвоения "гамбургского алфавита" мы легко можем прочитать по математическим формулам этой школы, что в действительности в них подразумевается.
Давайте рассмотрим несколько примеров. Скажем, в "Правилах" Витте и Лефельдта рядом с формулой Узел+Нептун-Меркурий мы видим такую трактовку: "Пылкое воображение". Вначале может вызвать недоумение, что в этой формуле делает Лунный Узел. Да, Нептун - это планета фантазии, Меркурий отвечает за работу ума, но почему Узел?? Однако давайте не будем спешить с выводами, а вспомним те ключевые слова, которые в Гамбургской школе соответствуют перечисленным трём факторам, и составим из этих слов осмысленное предложение. Получится примерно такая фраза: "Установление связей между явлениями (Узел) через интуицию и фантазию (Нептун) в человеческом мышлении (Меркурий)". Не правда ли, полученную фразу можно рассматривать как описание работы воображения? С другой стороны, если мы задумаемся, чем же отличается "пылкое воображение" от просто "воображения", то несомненно, что человек с бурным воображением находит связь между такими явлениями, которые человеку с более приземлённым умом связать никогда не придёт в голову. Именно это и отражают трактовки Витте: сочетание Меркурия и Нептуна у него трактуется как "воображение", а сочетание Узла (ключевое слово - "связь"), Меркурия и Нептуна - "пылкое воображение".
Этот пример хорошо показывает, что когда мы хотим "перевести" те или иные понятия с русского языка на язык уранической астрологии, нам нужно вначале проникнуть в суть того, что это понятие обозначает, а не идти на поводу у буквалистских трактовок. Так, для передачи понятия "пылкое воображение" нам вовсе не понадобилось искать планету, отвечающую за "пылкость" - вместо этого нам пришлось задуматься о том, что означает данное выражение в целом.
Другой пример из того же свода трактовок: Уран+Зевс-Гадес=Солнце означает "ранение гранатой". Почему? Очень просто. Опять подставим вместо планет в формуле ключевые слова, составим из них фразу. Уран + Зевс означает "неожиданное воспламенение", "резкая вспышка", "взрыв". Этот взрыв приводит к чему? Гадес говорит нам, что к повреждению, изъяну, дефекту. Наконец, Солнце показывает нам тот объект, на который пришлось воздействие всей формулы. Солнце - это сигнификатор физического тела человека. Таким образом, мы получаем фразу "Неожиданная вспышка огня (взрыв), приведшая к дефекту человеческого тела". То есть, несомненно, что это может быть не только ранение гранатой, но и другое подобное бедствие, однако ранение гранатой в полученную расшифровку формулы полностью вписывается.
Этот пример нам наглядно продемонстрировал, что мы можем описать даже очень редкие явления довольно короткой формулой, но при этом не следует забывать, что полученная формула может описывать и целый ряд других явлений. Так что понять, какое именно явление имеется в виду в конкретном случае, мы часто можем лишь из контекста. И здесь Гамбургская школа ничем не отличается от любой другой школы астрологии, где один и тот же фактор может означать самые разные вещи. Скажем, в классической астрологии Луна в конкретной карте может означать и мать, и жену, и питание, и подсознание, и состояние здоровья - и активизация Луны, скажем, в дирекциях вовсе необязательно означает событие, охватывающее все эти многочисленные значения Луны. Аналогично, когда при рассмотрении гороскопа методами Гамбургской школы вы увидите реализацию формулы UR+ZE-HA = SO, вряд ли это будет означать, что натива уже поджидает в кустах партизан с гранатой... Астрологический язык становится недвусмысленно конкретным лишь в очень однозначном контексте.
Особо следует остановиться на различиях в трактовке планет, значения которых кажутся очень сходными - и потому представляют ощутимое затруднение у многих, кто овладевает азами "уранического языка".
Первая такая группа - это Марс, Зевс и Вулкан. Все эти планеты так или иначе связаны с активностью, деятельностью, энергией. Но между ними есть очень существенные различия. Так, Марс в Гамбургской не считается планетой, обозначающей источник энергии. Скорее, Марс показывает, как энергия используется. Это планета действий, но не энергии как таковой. С другой стороны, Вулкан символизирует собой именно принцип энергии, а также мощи и насилия (как выражения ничем не сдерживаемой энергии). То есть, Вулкан излучает энергию, а Марс её использует. Наконец, Зевс - это планета потенции, а также направленной, сфокусированной силы. Потому он одновременно управляет такими разными понятиями, как плодородие, творчество, огонь и техника. Зевс никогда не распыляет силы, он их на что-то направляет. И техника - самое наглядное выражение идеи Зевса о том, как оптимально использовать даже малую силу для достижения требуемого результата. Марс тоже в некоторой степени связан с техникой, но в её наиболее простой, механической форме. Давайте посмотрим, как различия между значениями этих планет проявляются в конкретных формулах.
Сочетание "Марс + Вулкан" у Лефельдта трактуется так: "большое усилие; упражнение; мощная активность; большая сила; акты насилия; механические энергии". Все эти трактовки представляют варианты сочетания энергии, мощи и насилия Вулкана с активностью, механической деятельностью и приложением усилий Марса. А вот что получается добавлением к этому сочетанию планет ещё и Зевса: сочетание Марс+Вулкан-Зевс трактуется как "направленные или постоянные механические энергии; контролируемые механические энергии; управление ими и наблюдение за ними".
К этой группе примыкает Плутон, тоже связанный с темой энергии. Но Плутон имеет дело с особой энергией - энергией роста, развития, изменения, трансформации. Ни с каким другими энергиями Плутон в Гамбургской школе не связывается.
Может показаться, что в данную группу "энергетических планет" следует также включить Уран. Но в Гамбургской школе Уран сама по себе не считается планетой действия. Он лишь окрашивает действие других планет, создаёт напряжение, поляризацию, эффект неожиданности.
Подытоживая, можно сказать так: акт творения, создания чего-либо с какой-либо целью, управляется Зевсом. Развитие и последующее изменение того, что создал Зевс, управляется Плутоном. Энергию для всего этого поставляет Вулкан. А над приложением всех этих энергий в конкретике жизни работает Марс.
Не меньшие затруднения может вызвать проведение различий между сферами действия Сатурна, Гадеса и Адмета. Все эти планеты могут рассматриваться как "несчастливые", приносящие препятствия и несчастья, разочарования и уныние. Но между ними тоже есть существенные отличия. Вкратце их можно сформулировать следующим образом: Сатурн - это то, что отсекает и тормозит, Гадес - это то, что вызывает отвращение и стыд, Адмет - это то, что направляет к самым глубинам нашего существования, где смерть неизбежна, но и приводит к новому рождению.
То есть, Сатурн - это границы, ограничения, методичное отсечение того, что не вмещается в эти границы. Гадес - то, что находится на самой границе приемлемого или целиком за нею. Адмет - некие глубинные процессы, законы мироздания, которые приводят к блокировке, стагнации, ограничениям. Гравитация, закон всемирного тяготения - самый яркий пример "адметовского" явления.
И Сатурн, и Гадес, и Адмет связаны с прошлым и со старостью. Но все они отражают разные грани этих понятий. Сатурн, скажем так, наиболее прост и наиболее поверхностен, он обычно связан с повседневными "обломами", с персональным прошлым в его простоте, без привязки к судьбе социума и, тем более, мира в целом. Гадес, будучи более дальней планетой, уже затрагивает более широкий контекст, социальный план, историю стран и цивилизаций. Наконец, Адмет как самая дальняя планета из этой тройки позволяет говорить о первопричинах, фундаментальных законах мироздания, о кармическом смысле событий, о мировых циклах, ведущих от рождения к смерти и от смерти - к новому рождению.
Когда происходят какие-то события, связанные с Сатурном - например, развод: SA/CU, - это означает лишь то, что человек оставляет конкретный брак в личном прошлом. Если же при разводе активизирован Адмет - то речь здесь никак не идёт о штампе в паспорте или раздельном проживании, здесь всё более глубоко и фатально. Так, сочетание Венера/Адмет буквально означает "смерть любви", а Купидон/Адмет - "одиночество". Ощущаете отличие от Сатурна? Такую фундаментальную планету, как Адмет, не интересуют наши паспортные данные, прописка и записи в ЗАГСе, Адмету важна самая суть явлений. Любовь имеет начало и имеет конец, как всё в этом мире - вот о чём говорит нам эта суровая планета, когда сочетается с Венерой или Купидоном.
Гадес же, в отличие от Сатурна и Адмета, не обозначает разрывов, торможений, "обломов", он не связан с темой смерти и конца. Скорее наоборот - он заставляет нас не обрывать неприятные, тягостные и позорные явления в нашей жизни, а жить с ними. Пройти по колено (а то и по горло) в грязи, чтобы в итоге этих испытаний очиститься - вот чему учит Гадес. Причём, действительно, в большинстве случаев при активизации Гадеса очень хорошо виден социальный подтекст тех событий, что он вызывает. Если рассмотреть сочетание Гадеса с той же Венерой, то в "Своде правил..." найдём следующие трактовки: "безнравственность" (с позиций социума), "грязная любовь, низкая любовь" (опять же, с точки зрения других людей), "извращения" (а кто определяет, где пролегает граница между нормой и извращением? Опять-таки, общество), "тайная любовь" (в тайне от кого? Снова от других людей...) и т.д.
Наконец, о том, как данные три планеты связаны с понятием старости. Личное ощущение старости как всё увеличивающихся ограничений ("если бы старость могла...") - это проявление Сатурна. Старость, переживаемая как нечто постыдное, делающее нас ущербными и немощными людьми (старики как изгои в обществе), - это проявление Гадеса. Наконец, старость как финальный и закономерный этап человеческой жизни, приближение к смерти как естественному итогу всего цикла бытия - это проявление Адмета.
К этой группе "злотворных планет" примыкает Нептун. Он несёт хаос и размывание, потому тоже нередко связан с темой неприятностей и разрушений. Скажем, его сочетание с "брачными планетами" тоже может обозначать развод. И это понятно - как понятно и отличие от Сатурна или Адмета: Нептун не ведёт к резкому разрыву, а скорее мало-помалу подмывает фундамент "семейного гнезда", пока это гнездо не развалится. Нептун рассеивает и распыляет взаимное внимание супругов, расшатывает их отношения, пока в один прекрасный день они не обнаружат, что в их жизни не осталось ничего общего.
Этот пример хорошо показывает, что одно и то же событие (скажем, развод) и одно и то же явление (скажем, старость) могут быть описаны ураническим языком совершенно по-разному - в зависимости от конкретных обстоятельств и от точки зрения того, кто ведёт описание. Здесь нет ничего странного, просто начинающим применять гамбургские методы следует учесть, что, скажем, когда вы рассматриваете гороскопы супружеской пары, пытаясь определить, насколько вероятен развод в ближайшее время, то может сработать не одна формула развода, а другая. Но, конечно, реально надёжным будет то заключение, которые сделано не по одному-единственному показателю, а по совокупности многих. Так что наличие нескольких формул, описывающих одно и то же событие, ничуть не ослабляет уверенность астролога в своих выводах, а наоборот, позволяет укрепить её. Ведь чем больше формул определённого события реализуется одновременно, тем выше вероятность, что это событие действительно случится.
Другая группа планет, значения которых следует различать, - это Луна, Нептун и Посейдон. Воображение, фантазия, интуиция, психика, душевные и духовные порывы - всё это, казалось бы, можно в той или иной степени приписать любой из перечисленных трёх планет. Но в действительности, значения этих планет в Гамбургской школе имеют очень мало общего. Луна с символической точки зрения - это отражение Солнца. Потому с миром эмоций Луна связана настолько, насколько эти эмоции являются отражением происходящих с нами событий (а событие как таковое в уранической астрологии управляется Солнцем). Нептун же, строго напротив, говорит о тех внутренних процессах (впрочем, и внешних тоже), которые кажутся вовсе не связанными с общим ходом жизни - или связанными настолько опосредованно и косвенно, что выглядят как фантазёрство, суеверие или иллюзия. В любом случае, связь с реальностью в случае активизации Нептуна оказывается очень слабой.
"А как же быть со снами? - зададите вы каверзный вопрос. - Сон, как известно, это естественное дополнение нашей реальности, любая активность сменяется релаксацией и потому вполне логично связать сон с Луной. Но с другой стороны, во сне мы видим настолько фантастические веши, настолько далёкие от нашей реальной жизни, что не менее логичным было бы связать сон с Нептуном. А с третьей стороны, если сон действительно представляет осмысление нашей дневной активности - или даже вовсе оказывается впоследствии пророческим, - то получается, что это, опять-таки, проявление Луны, а не Нептуна?"
Но на такой каверзный вопрос астрологи Гамбургской школы дают простой и убедительный ответ. Они связывают сон и сновидения не с Луной и не с Нептуном, а... с сочетанием Луна/Нептун! То есть, поступают как тот мудрец из притчи, который говорил: "И ты прав, и ты тоже прав".
А вот в таком явлении, как пророческий сон, не обходится без третьей планеты, Посейдона. Ибо Посейдон как самая дальняя планета и самая высшая инстанция символизирует как раз истину в её чистом значении. Такие высшие истины часто кажутся не привязанными к нашей обыденной жизни - и потому классифицируются как фантазии и бредни. Но отличие Посейдона от Нептуна именно в этом: Нептун - это интуиция, Посейдон - это Озарение; Нептун - это фантазия, Посейдон - это Познание, Нептун - это иллюзия, Посейдон - это Мудрость.
Не следует забывать и о таком энергетическом и физическом проявлении Нептуна, как слабость, ощущение вялости. Напомню, что при взаимодействии практически с любой энергетически насыщенной планетой Нептун рассеивает её энергию, откуда и возникает ощущение нехватки сил, расфокусированности внимания и т.п. Ни Луна, ни Посейдон не дают такого эффекта.
Если же рассуждать на уровне физического мира, то различие между данными тремя планетами не менее очевидно: Луна обозначает пассивную, но очень конкретную материю (применительно к человеческому бытию - "женское тело" как архетип пассивности); Нептун обозначает все вещества, которые не имеют наглядной видимой структуры, аморфны, хаотичны - в частности, любые жидкости и газы; Посейдон же связан с самыми тончайшими состояниями материи, которые невозможно пощупать, но можно лишь представить как абстрактные понятия. Это Дух, Логос, Идея, Истина.
Коль скоро мы упомянули о том, что Посейдон связан с идеями, мудростью и познанием, то будет кстати сразу разобраться с отличиями этой планеты от других "информационных планет", каковыми являются Меркурий и Аполлон.
Меркурий - это, прежде всего, планета движения. В том числе и движения мысли, движения информации. Поэтому с Меркурием вполне правомерно связать такие понятия, как "новости", "мнения", "мышление", "разговор", "передача информации". Но Меркурий не описывает процесс возникновения идеи, будь то озарение или результат врождённой мудрости. Это описывается Посейдоном. Если вспомнить концепцию Платона, то можно сказать, что Посейдон управляет высшим "миром Идей", а Меркурий - лишь переносчик этих идей в нашем земном мире. Аполлон же управляет расширением наших возможностей в результате освоения идей, в результате их приложения, в результате того, что идеи превращаются в знания. Потому Аполлон управляет и таким явлением, как наука. Ведь наука - это не просто мудрость и не просто набор мнений. Это сумма знаний, выдержавших испытание на практике, проверенных на опыте. Вообще, "опыт" - одно из ключевых слов для Аполлона. Отсюда становится ясным, почему в Гамбургской школе коммерция и торговля тоже считаются связанными с Аполлоном, а не с Меркурием, как в традиционной астрологии. Ведь любой торговец, любой купец не просто обменивается любыми товарами (вот это было бы по-меркуриански), а исходит из своего опыта торговли, базируется на знании спроса и предложения и, разумеется, стремится к увеличению своей прибыли. "Опыт", "знание", "увеличение" - это всё ключевые слова Аполлона. То есть, если Меркурий стремится просто к движению, то Аполлон - к увеличению, к расширению. Ни один торговец не хочет просто торговать - он хочет прибыли. Потому торговля управляется Аполлоном. И цель учёного - не просто ознакомиться с известными представлениями о мире (тогда это был бы студент, а не учёный), а расширить их. Потому наука также управляется Аполлоном.
Сразу напрашивается следующая пара планет для сравнения: Аполлон и Юпитер. Обе этих планеты считаются планетами успеха и преуспеяния. Но в чём тогда различия?
Главных отличий два. Во-первых, Юпитер в Гамбургской школе не считается обладающим качеством экспансии, расширения, увеличения. Юпитер - это просто принцип счастья, удовлетворённости, радости и удачи. А счастье, как известно, может быть найдено и в малом. Более того, удовлетворённость отнюдь не способствует экспансии, нередко бывает наоборот: когда человек доволен своим состоянием (Юпитер), он не очень-то стремится к новым горизонтам (Аполлон). Очень хорошо это различие между Юпитером и Аполлоном видно на примере того, что первый из них управляет деньгами, а второй - торговлей. Когда у человека сильно активизирован Юпитер - он доволен наличием денег, а когда активизирован Аполлон - стремится увеличить то, что у него есть, - и увеличивает. Успешным человеком можно назвать и того, кто уже владел большой суммой денег, и того, кто её только что приобрёл - но разница очевидна.
Второе отличие в том, что Юпитер в уранической астрологии - это планета личного счастья, личного успеха, личной фортуны. Тогда как все транснептуны (включая Аполлон) символизируют выход на надличностный уровень, будь то социальное взаимодействие или высшие законы бытия. Потому можно сказать, что Юпитер отвечает за личное понимание успеха, а Аполлон - за социальное его понимание.
Аналогичным образом можно определить различие между Венерой и Аполлоном. Обоим этим планетам соответствует такое ключевое слово, как "мир". Но Венера говорит о миролюбии и гармоничности на личном уровне, в то время как Аполлон символизирует мир на земном шаре и процветание целых стран и народов.
Необходимо также разобраться в отличиях между Венерой и Юпитером. Чем гармоничность первой отличается от удовлетворённости второго? Дело в том, что Юпитер обозначает факт удачи, состояние счастья, наличие денег, тогда как Венера говорит лишь о том, что нас привлекает, что нам нравится, что мы любим - но не факт, что мы этим обладаем. Наличие денег (JU) и любовь к деньгам (VE+JU) - это, как говорится, две большие разницы. Но Венера не говорит и о том, что мы не обладаем тем, к чему нас тянет. Мы можем купить то, что нас привлекло в витрине, оказаться в том месте, которое нам нравится, покорить объект нашей любви и т.д. - достигнув таким образом состояния гармонии. Но "гармония" - это вторичное значение данной планеты, в первую очередь Венера всё же символизирует само чувство неравнодушия к чему-либо, сам процесс притяжения к чему-либо.