http://www.argo-school.ru/shkola/natalnaya_astrologiya/o_kachestvah_dushiuma_rozhdennogo_perevod_v_glavy_knigi_suzhdenij_o_rozhdeniyah/abu_ali_alkhajyat_o_kachestvah_dushiuma_rozhdennogo_perevod_v_bernar_v_glavy_knigi_suzhdenij_o_rozhdeniyah/Абу Али аль-Кхайят. О качествах души/ума рожденного (перевод В. Бернар V Главы Книги Суждений о Рождениях)
Абу Али аль-Кхайят (- c.844), в Европе известен под именами Albohali, Albohali Alghihac, Albohali Alchait или Albenahait, астролог и ученик Машаллаха, одного из самых известных астрологов VIII-IX веков.
После того, как стали доступны переводы работ Машаллаха на английcком языке, вполне естественно изучить наследие его учеников. Известны две книги аль-Кхайята - по хорарной и по натальной астрологии - на арабском языке. В 12 веке во время волны переводов Книга Суждений о Рождениях была переведена дважды на латинский язык: вначале Платоном из Тиволи в 1136 году, а затем в 1153 Иоанном Севильским. Данный перевод V Главы Книги Суждений о Рождениях на русский язык выполнен по латинскому оригиналу, напечатанному в Нюрнберге в 1549 году под названием Albohali Arabis astrologi antiquissimi ac clarissimi de iudiciis nativitatu[m]. Эта версия на латинском доступна в инете
http://digital.slub-dresden.de. Впервые полностью на современный язык (английский) с латыни труд аль-Кхайята был переведен Джеймсом Холденом ((1): ISBN number 0-86690-339-9)
Гвидо Бонатти часто ссылается на аль-Кхайята (половина трудов известного итальянского астролога XIII века представляет из себя ценный сборник цитат более ранних авторов и своего род развернутый экскурс в арабскую астрологическую традицию). В поисках системы управителей триплицитетов Морен де Вильфранш (французский астролог XVI-XVII вв.) ссылается на теории, изложенные аль-Кхайятом.
Доступный в интернете вариант книги о рождениях аль-Кхайята (перевод Иоанна Севильского 1153; Нюрнбергская версия 1549) содержит 50 глав, в которых просто и ясно изложены основные правила суждений по натальным картам. Абу Али аль-Кхайят строго придерживается арабской астрологической традиции, что подчеркнуто даже в названии нюрнбергского издания «Альбохали Самые древние и самые известные суждения арабского астролога о рождениях; ранее не издававшееся».
В Предисловии к изданию на латинском языке сам издатель, Иохим Хеллер (1518-1590), поясняет историю латинского манускрипта XII века - рукопись была найдена и переслана книготорговцу для продажи из значительной для своего времени библиотеки Венгерского Короля Матиаша (Матвей I Корвин, вторая половина XV века) в Буде; при осаде Буды турками, часть библиотеки была вывезена в Константинополь и лишь небольшая часть собрания книг сохранилась - книги попали в частные руки, были распроданы, но остались в Европе.
Первые главы своего труда аль-Кхайят посвятил объяснению вычисления продолжительности жизни, изучению периода детства, Хилега, Алькокодена, изучению вопроса о том, сколько лет жизни прибавляют или отнимают планеты. После V Главы в книге рассмотрено множество вопросов: о богатстве, его времени и источниках; о счастье и количестве братьев; о том, что сигнифицирует 4 дом, о родителях и продолжительности их жизни; о детях; о слугах; о болезнях и их причинах; о браке и о Части Брака; о путешествиях, о профессии, друзьях и врагах. Рассмотрены положения планет в знаках и домах; отдельная глава посвящена Хозяину Часа, также как и положению Части Фортуны в домах и т.д.
V Глава выбрана для перевода и публикации потому, что не содержит каких-либо сложных терминов или правил, здесь также нет особенно спорных моментов традиционной и современной астрологии. Материал главы может быть понятен начинающим астрологам, тогда как вся книга аль-Кхайята предназначена для обладающих базовыми астрологическими знаниями - книга не содержит объяснения терминов и правил.
В тексте в скобках указаны синонимы или поясняющие слова. В конце текста перевода - примечания.
пример одной из карт, помещенных в Главе VII, в которой аль-Кхайят разбирает тему процветания, счастья и несчастья рожденного. В примечании к английскому переводу Джеймс Холден (1) утверждает, что эта и другие карты также служили иллюстрациями к труду Машаллаха. Пингри, издатель трудов Машаллаха, идентифицировал эту и еще две карты - изначально они принадлежали Пятикнижию Доротея.
Глава 5. О качествах души/ума рожденного
Когда хочешь узнать о характере души рожденного, смотри управителя Асцендента и Меркурий, который суть сигнификатор силы ума, языка и речи.Если он в кардинальном знаке, он обозначает тонкость ума, легкость восприятия, красоту души равно, как любовь к знаниям, и честность (1).
Верно, если он расположен в мутабельном знаке, указывает на небольшой интеллект при большой проворности (ловкости, смекалке или поспешности), быструю раздражительность, редкое и к тому же слабое постоянство (твердость духа, уверенность) и <такую же редкую и слабую> настойчивость как в предприятиях, так и при принятии решений или в делах.
Далее, если он в фиксированных знаках, то означает осторожность, постоянство, сочувствие и завершение дел, которые <натив> берет на себя (в которых участвует по долгу службы).
Если оба сигнификатора души: управитель, разумеется, Асцендента и Меркурий будут восточными в углах или в последующих домах, они обозначают хорошее качество, как ума, так и характера, и постоянство в предпринимаемых делах.
Если, правда, найдешь их западными и в падающих домах, тогда они обозначают душу/ум неуступчивые и порывистые, и большую ненасытность, жадность, и проворность (поспешность).
Как они обозначают характер рожденного и то, что касается его души, так же Луна и Асцендент обозначают тело.
Но помимо того, любая из Планет, выбранная в качестве Хозяина Гороскопа, имеет в том, что касается души, свою положительную и отрицательную сигнификацию (2); которую мы, может быть, (с Божьей помощью) сможем кратко и по порядку объяснить.
Солнце, получив управление над Асцендентом, хорошо расположенное и свободное от вредителей, обозначает глубину ума, дар слова (легкий характер) (3), ловкость (искусность) гения, богобоязненность, превосходство над другими так же, как и власть (авторитет) (4). Но поврежденное и/или в падающем доме, оно обозначает низменность ума, человека не обращающегося к Богу, скудность суждений, узкие познания и большую глупость.
Если Луна - хозяйка Асцендента находится в подходящем и счастливом месте круга <домов>, свободная от вредителей, она указывает на увеличение (рост) <всего> рожденного, красоту лица, легкость и полное благоприятное завершение детства и юности (5). Но если она в плохом месте, то указывает на трудность детства (периода вскармливания), злую (несчастную, больную) душу, уродливую плоть, глупое лицо и плохо сложенное тело.
Но когда управителем Асцендента является Сатурн и он находится в хорошем месте, свободен от зла, то указывает на человека большой значимости, глубоко и в одиночестве размышляющего, сдержанного в высказываниях (и суждениях). Но если он поврежден и плохо расположен, то указывает на раба (6), на человека незначительного, на отсутствите благородства и злую хитрость.
Юпитер - управитель Асцендента, хорошо расположенный и свободный от вредителей, обещает исключительное право (правления) и благородство (7), также тонкий ум. Но если он оказался в плохом месте, то указывает на злослова (распускающего слухи), притворца и лжеца.
Далее Марс - хозяин Асцендента, свободный от вредителей, в подходящем месте жалует смелость и отвагу (дерзость), правление и/или командование войсками, военную службу (

и славу (хорошую репутацию) в землях и владениях монарха. В то же время, поврежденный вредителями в плохом месте, указывает на душу боязливую и низкую, подозрительность и много путаницы в делах (военных операциях) и словах (обещаниях и распоряжениях).
Правда, что когда Венера берет на себя управление Асцендентом, благоприятно расположена и свободна от вредителей, она указывает на хорошо сложенное тело, красоту, шарм (любезность, изящность), украшения/одежду на женский манер (женские украшения и одежду) (9), также веселье. Но когда она повреждена в плохом месте, то это обозначает отсутствие красоты, обман (коварство), женолюбие (сладострастие), бесчестие проституции, позор также постыдную роскошь (чувственность).
Но хозяин Асцендент - Меркурий, хорошо расположеный и свободный от <влияния > несчастливых планет, щедро дает рожденному красноречие (дар слова), мудрость, шарм (изящество), красоту, талант к сочинительству (письму), знания/ученость, превосходство и хитрость/ловкость при изобретении и комбинировании (10). Хотя если он поврежден и находится в плохом месте, рожденный будет обманщиком (коварным), лжецом, склонным к дурным занятиям (профессиям) и всему злому, фальсификатором документов и если такие вещи имеют место быть, то он будет преступником и осужденным.
Кроме того, необходимо рассмотреть его соединения с остальными планетами, ибо он быстро объединяется (смешивается) с ними.
Если он с Сатурном или соединяется с ним, указывает на силу (затрудненность) речи (11), при тонком уме/гениальности и молчаливости, исследования (изучение) науки Физики и возвышенных наук (высоких материях), и вместе с тем извращенную чувственность и похотливость.
Также когда он с Юпитером или соединяется с ним, указывает на честность, осмотрительность, тонкость, ученость и превосходство (чина).
Если он с Марсом или соединяющийся с ним, указывает на болтливость, лживость и фальсификацию, обман (разочарование). Мужчина будет женолюбцем, женщина будет мужеподобной.
Но если он будет обнаружен рядом с Солнцем или соединяется с ним, рожденный будет связан с монархами, принцами и учеными людьми, или будет находиться вместе с ними.
Соединенный с Венерой, телесно или при помощи аспектов, обозначает любовь к наукам, помощь/ассистирование в (судебных) делах и споры (полемику) партий (сторон).
Наконец, если он с Луной или она соединяется с ним, означает любовь к переезду с места на место, множество путешествий, при правильном суждении обо всем, также любовь ко всем наукам.
Поистине это исследование качеств души рожденного: о его мужестве или женственности, силе или слабости, увеличении или уменьшении качеств, особенно зависит от природы и качеств знаков, то есть, разумеется: от пола, силы, слабости, возрастания знаков, в которых обнаружены названные выше сигнификаторы души. Это и есть наука описания души и характера рожденного